В
газете «Ковернинские новости», вышедшей во вторник, 15 июля 2008 года,
опубликована статья юриста Некрасовой С.В. Вот текст этой статьи.
ТСЖполучатфедеральнуюподдержку
ТСЖ— товарищество собственников жилья — это один
из способов управлениямногоквартирным
домом, предусмотренный Жилищным кодексом Российской Федерации.
ТСЖ — это юридическое лицо (некоммерческая организация),
созданное в результате объединения собственников жилых помещений для совместного
управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме,
обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных
законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном
доме.
Высшим органом управления является общее
собрание собственников жилых помещений - членов ТСЖ. Руководство
деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением,
которое избирается общим собранием членов ТСЖ.
В обязанности товарищества собственников жилья
- входит обеспечение надлежащего содержания, ремонта и использования общего
имущества многоквартирного жилого дома.
ТСЖ вправе самостоятельно осуществлять работы
по содержанию и ремонту или заключать договоры с физически-
ми и юридическими лицами на управление,
содержание, ремонт общего имущества и предоставление коммунальных услуг в
интересах членов товарищества.
Товарищество собственников жилья самостоятельно
планирует свои расходы. Сэкономленные средства остаются на счете ТСЖ. Аккумулированные
на счете ТСЖ средства на капитальный ремонт дома не облагаются налогом на
прибыль. Плата за жилое помещение вносится на банковский расчетный счет ТСЖ.
Члены ТСЖ контролируют деятельность правления, в том числе расходование денежных
средств, и оценивают результат работы правления.
ТСЖ несет расходы на содержание председателя и
бухгалтера. Однако эти расходы могут быть снижены, если ТСЖ создано при
объединении нескольких многоквартирных домов, расположенных на общем
земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках с
общими сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами
инфраструктуры. Нужно знать, что в многоквартирном доме может создано только
одно ТСЖ.
В качестве членов товарищества собственников
жилья могут выступать как физические, юридические лица, так и публичные
образования (муниципальные образования, субъекты Российской Федерации,
Российская Федерация).
Решение о создании товарищества собственников
жилья принимается на общем собрании собственников помещений многоквартирного
дома. Порядок проведения общего собрания установлен Жилищным кодексом РФ. Одновременно
с решением о создании товарищества собственников жилья должен быть принят
устав ТСЖ. Товарищество будет обладать правами юридического лица с момента
государственной регистрации, которая осуществляется Федеральной налоговой
службой в пятидневный срок с момента предоставления всех необходимых
документов.
Что касается затрат, то государственная пошлина
за регистрацию составит 2000 рублей.
В нашем районе собственники помещений еще не решаются
на создание ТСЖ. Одна из причин — неудовлетворительное состояние жилищного
фонда, необходимость значительных денежных вливаний для проведения
капитального ремонта. В связи с тем, что обязанность по содержанию и ремонту
возложены на собственников жилья, проведение капитального ремонта
представляется большой проблемой. В настоящее время появилась возможность
привлечь федеральные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов с
помощью Фонда содействия реформированию ЖКХ, средства которого будут
направляться, в первую очередь, в районы, где созданы товарищества собственников
жилья. Финансовую помощь получат конкретные многоквартирные дома, в которых
созданы ТСЖ. Для того, чтобы включиться в государственную программу капитального
ремонта, необходимо решение общего собрания членов ТСЖ о проведении капитального
ремонта, которое оформляется протоколом. Дома, где есть ТСЖ, получат 95
процентов от стоимости ремонта. Эти деньги можно будет направить на капитальный
ремонт общего имущества, в том числе внутридомовых инженерных систем
электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой
приборов учета потребления ресурсов и узлов управления, подвальных помещений
(если они относятся к общему имуществу), фасадов (утепление и ремонт), крыши.
Администрация района готова оказывать
всестороннее содействие собственникам многоквартирных домов в создании
товариществ собственников жилья. Объединившись в ТСЖ, собственники помещений смогут
решить многолетние проблемы по приведению жилого фонда в нормальное состояние,
избавиться от значительных расходов.
Поддержка
из Фонда будет осуществляться до 2012 года.
С. НЕКРАСОВА.
Стремление
администрации района загнать всех в ТСЖ вполне понятно: если в районе жители
менее 5% многоквартирных домов выберут способ управления домов в виде ТСЖ, то
никаких федеральных денег на капитальный ремонт район не получит. Деятельность
ТСЖ в настоящее время регламентирована Жилищным Кодексом РФ. В статьях Кодекса,
касающихся ТСЖ, очень много пробелов. О некоторых из них пишет в своей статье
специалист по проблемам ТСЖ, сама проживающая в доме, где «правит бал» ТСЖ,
Галина Нагария, г. Москва. Чтобы всем читающим этот текст было понятно –
статьиЖилищного Кодекса, касающиеся
ТСЖ, Г.Нагария называет «Законом о ТСЖ». Вот её статья:
ВОПИЮЩИЕ НЕДОСТАТКИ ЗАКОНА
О ТСЖ.
Направлено многочисленным представителям исполнительных и законодательных органов
власти РФ и Москвы:
«Прошу Вас выступить инициатором принятия нового текста Закона о ТСЖ и
утверждения технологий соблюдения всех пунктов этого закона.
Даже при идеальной законодательной базе коллективное рациональное управление
одним многоквартирным домом с собственным штатом управления представляется
сомнительным, особенно если ТСЖ не имеет ресурсов для финансирования аппарата,
по существующему же Закону о ТСЖ вообще невозможно управлять многоквартирным
домом, обеспечивая соблюдение законов, элементарных прав рядовых членов,
принципы самоуправления и экономическую эффективность.
Вот лишь некоторые серьезные недостатки Закона о ТСЖ:
1) ПОНЯТИЕ «БОЛЬШИНСТВА»
при создании ТСЖ. В Законе присутствует извращенное определение
«большинства» при создании ТСЖ (50% плюс один голос), как будто речь идет о
дилемме: идти в кино – не идти. ТСЖ – это не клуб любителей бабочек, в который
объединяются люди для красивого времяпрепровождения. ТСЖ - это объединение,
предполагающее очень большие вложения, эксплуатацию дорогого имущества,
управление приличными суммами, общение при отсутствии времени и привычки
общаться, нахождение «консенсуса» при неимении опыта аргументированного
диалога.
Поскольку соединение дорогостоящего имущества в нечто одно целое предполагает
несение материальных расходов, а благополучие граждан в составе ТСЖ зависит от
рациональности управление этим имуществом, при определении понятия
«большинства» не годится пользоваться принципом «Мы же вам хотим лучшего,
глупые!». При определении понятия «большинства» нужно учитывать два фактора: а)
психологическую, юридическую, гражданскую, потребительскую грамотность и
активность домовладельцев, б) экономическую способность. Что касается первого
фактора, то на сегодня этот показатель нулевой. Второй фактор для многих также
отрицательный. Есть даже такие ТСЖ, в которых смешивают богатых собственников с
малоимущими нанимателями-крепостными.
Норма большинства в 51% при создании ТСЖ, заложенная в Законе, изначально
обрекает ТСЖ на провал, а 49% членов - на экономические и душевные страдания.
Эта норма характеризует цели власти: создать как можно больше ТСЖ - любой ценой, любого
качества, «загнать
скот в стойло» и пусть все горит ярким пламенем… Половина
«плюс-минус» не может быть большинством никогда, как не может быть большинством
и две четверти.
Если 49% жителей не в состоянии (экономически) или не готовы (юридически,
организационно и морально) жить в ТСЖ, как же можно насильно гнать их в
дорогостоящий и бесконтрольный "колхоз"?! Нам нужны товарищества
СОБСТВЕННИКОВ или мутанты? Нам нужна качественная и результативная реформа
жилищно-коммунального комплекса, или фикция, рапорты и «галочки»? Нам нужно
улучшать качество обслуживания и снижать затраты или наоборот?… Граждане
России, злым роком попавшие в ТСЖ (50% минус 1 голос), поставлены в ситуацию,
когда они насильно должны оплачивать прихоти второй половины дома. Если они этого
не будут делать, то через 6 месяцев их
выселят. И это «рынок», «демократия», «неприкосновенность собственности»!? Если у гражданина долги по услугам – заберите
услуги (которых и так нет). Если по квартире у гражданина нет долгов – руки
прочь от его квартиры!
Чиновники сделали понятие половины понятием «большинства» по той причине, что
они гоняются за «галочками» и хотят как можно быстрее спихнуть
жилищно-коммунальное хозяйство на плечи граждан, хотя это сделать можно и без
ТСЖ. Натягивание ТСЖ на дома, как презерватив на голову, нужно чиновникам,
чтобы оправдать существование отделов, комитетов, управлений, ГУПов по
размножению, «консультациям» и «обслуживанию» нужд ТСЖ, хотя, когда рядовые
члены обращаются к чиновникам за защитой своих прав, те твердят: «Это ваше
внутреннее дело!». Если устранить недостатки в законодательной базе и
ликвидировать возможность произвола в ряде ТСЖ, качественных товариществ стало
бы больше, но цель поставлена победить количеством, а не качеством. Чиновники
не способствуют ликвидации даже тех ТСЖ, жители которых 90 процентами голосуют
ПРОТИВ (а) «Вернисаж», б) ул. Малиновская, 12).
Псевдодовод, что при норме большинства в 90% - 100% создать ТСЖ невозможно,
означает логику: раз добровольно создать невозможно, значит надо загнать насильно, нечего,
мол, с ними канителиться, они, мол, тупые, не понимают нашей заботы.
Между тем, есть способ добровольного, сознательного и стопроцентного создания
ТСЖ: группа энтузиастов может подобрать соратников для строительства будущего
дома методом ЖСК с объявлением на стадии поиска партнеров об обязательном
создании ТСЖ. (При этом я не имею в виду, что все дома, строящиеся методом ЖСК,
должны управляться формой ТСЖ). В старых же домах создание ТСЖ должно проходить
долгий и тернистый путь, путь через домкомы. Форма управления домкомами должна
научить людей следующим навыкам:
а) общение разными формами,
б) поиск и обмен правовой и
технической информации,
в) поиск, воспитание лидеров, способных принципиально защищать интересы
жителей,
г) умение составлять
приемо-сдаточные акты услуг,
д) умение урегулировать конфликты с
подрядчиками…
Другим доказательством того, что добровольно стопроцентным большинством
общественное имущественное объединение создать можно, являются
гаражно-строительные кооперативы, садовые общества и дачные кооперативы. Там,
где реальная потребность – там и стопроцентное добровольное участие в создании.
Другой псевдодовод чиновников: даже Президент выбирается 25% голосов граждан
страны. Контраргументы: а) граждане, не приходящие на участки, делают это добровольно;
б) их неявка на участки означает их голос против всех представленных кандидатов
и против проводимой политики, и именно так неявку надо признавать, выведя графу
«против всех» из бюллетеня, но считая!, в) неявка гражданина на выборы
президента, губернатора, мэра не увеличивает его расходы на содержание
государственного аппарата управления, г) решение гражданина вступать - не
вступать в ТСЖ связано с его материальными и управленческими возможностями.
Сегодня «большинство» в 50% плюс один голос практически насильно залезают в
карман соседей, составляющих 50% минус один голос. Системы безболезненного
обмена квартир нет. При обмене квартир граждане теряют значительные суммы.
Поэтому лозунг «Не нравится тут – катись туда!» не состоятелен. Можно поменять
квартиру, страну проживания, а можно поменять реформу или … ее прорабов…
Вопиющими представляются факты, когда ТСЖ (ОБЩЕСТВЕННЫЕ организации с
добровольным членством) создают инвесторы или вообще предприимчивые люди.
Государственный контроль за легитимностью общих собраний вообще отсутствует.
Достаточно сказать, что в налоговую инспекцию при регистрации или изменении
устава к протоколу собрания не представляется документ, доказывающий факт
оповещения о собрании ста процентов членов ТСЖ, документ, доказывающий кворум,
и документ, доказывающий голосование большинством.
Некоторые чиновники доходят до бредовой идеи, что ТСЖ это вид акционерного
общества, радоваться, мол, должны, бараны. Это очередное усыпление бдительности
и дезинформация для «населения». Преимущества акционерного общества перед ТСЖ:
а) акционерами становятся
добровольно исходя из потребностей и возможностей,
б) при выходе из акционерного общества акционер не обязан выполнять
обязательства перед акционерным обществом,
в) при нерациональном управлении акционер может без больших потерь продать
свои акции, не меняя место жительства,
г) являясь акционером, акционер не
обязан кормить хама-управляющего, наоборот, управляющий зарабатывает прибыль
для акционера,
д) в акционерном обществе 100% акционеров – добровольцы!,
е) акционерных обществ без
независимого аудита в природе не бывает, не замечено!
ж) акционер не обязан закладывать и
доверять свою квартиру менеджеру, бизнес – отдельно, жилье – отдельно. В ТСЖ
чужой дядя может взять под залог вашего имущества кредит и потратить в меру
своей предприимчивости.
Понятие большинства должно быть определено где-то между двумя третями и ста
процентами от количества. Но даже такое определение «большинства» не должно
быть применимо к ТСЖ. ТСЖ, предполагающее определенную финансовую, юридическую,
техническую и организационную нагрузку на каждого собственника, должно
образовываться при стопроцентном согласии жителей. Не получится на сегодня
таких? А кто гонит? Не созрели!
2) СОЗДАНИЕ ТСЖ ИНВЕСТОРОМ.
Так нагло выворачивать идею наизнанку можно только в России. Еще собственников-
то нет, еще дом то не построен, а «товарищество» «собственников» «жилья» есть!
Инвестор является юридическим лицом, поэтому должен и обязан заботиться о своем
имуществе, в чем бы оно ни выражалось. До продажи последнего квадратного метра
жилых или нежилых помещений, предназначенных к продаже, инвестор должен нести
расходы по содержанию, обслуживанию и охране своего имущества. Для этого ему
незачем создавать ТСЖ – новое юридическое образование. Не создаете же вы для
обслуживания своей фирмы охранное бюро, юридическую контору, фирму по уборке
помещений, транспортную компанию по доставке товаров клиентам… Норма,
разрешающая инвестору создавать ТСЖ в доме, предназначенном для продажи - абсурд, приводящий к злоупотреблениям, и, как
следствие, к нарушению прав будущих собственников помещений инвестора.
Во-первых, это лишает собственников квартир в новом доме выбрать форму
управления – домком. Во-вторых, по мере продажи квартир и вселения жильцов
фирма-инвестор через свою управляющую структуру насаждает свои невыгодные
жителям условия, значительно ухудшающие их экономическое положение: прикрывает
строительные недоделки, выдаивает дополнительные сборы на эти цели, навязывает
свои собственные службы по устранению строительных недоделок, лоббируя
экономические интересы инвестора (свои) и предавая экономические интересы
собственников, устанавливает с потолка взятые ставки и тарифы на обслуживание
дома … Есть подозрение, что расходы по эксплуатации не проданных квартир
управляющие компании инвесторов перекладывают на плечи собственников. При этом
прибыль инвестора от не проданных квартир не уменьшается, инвестор не торопится
продавать