http://samlib.ru/p/panow_w_p/a1.shtml
Однажды журналисты "Новой
газеты" решили судиться с Роспотребнадзором ...
" [...] История
нашей тяжбы тянулась больше года. А началась с того, что ведомство
политического борца с норвежской семгой и абхазскими мандаринами отказалось
отвечать газете на ее письменные запросы.
Дело в том, что,
согласно статье 39 Закона "О СМИ", средство массовой информации имеет
право отправить запрос, касающийся общественно значимой информации, в любое
ведомство, а это ведомство -- обязано ответить. [...]
Онищенко не ответил
четырежды. Сначала нас интересовала судьба грузинских и молдавских вин. Мы
спрашивали: кто проводил экспертизу, обнаружившую в них вредные примеси,
просили выслать результаты этих экспертиз, а также -- названия
фирм-производителей и марок продукции, опасных для жизни населения. Два письма
из газеты были доставлены адресату и остались без ответа.
Затем мы спрашивали: проводили
ли санитарные службы какие-либо работы, чтобы установить причины массового
отравления детей в школах Шелковского района Чечни? Что нашли? Кто это делал?
Какие меры приняты? И еще два письма почта проносила впустую. [...]
Представитель Роспотребнадзора,
явившись в суд, огорошил тут же. Сообщив, что грузинское вино и чеченские дети
никакого отношения к его ведомству не имеют: не знают там ни про какие
экспертизы, ни про каких тяжело больных школьников и знать не хотят. ...
Даже судья опешила, но
осторожно уточнила: а почему тогда так и не ответили? На что ответчик не
растерялся: поскольку его ведомство не видит смысла вступать в бессмысленную
переписку с редакцией.
Судья Федосова как-то
засомневалась в такой трактовке федеральных законов и, очевидно, чтобы их
почитать, а, может быть, и позвонить для консультации своему бывшему
преподавателю по гражданскому праву, объявила десятиминутный перерыв. [...]
Теперь о том, что решил
суд. Во-первых, государственные органы действительно могут не вступать ни в
какую переписку ни с какими любопытствующими, несмотря на то, что это по закону
-- их обязанность. Не предоставлять информацию, не реагировать на жалобы, не
принимать лично, не отчитываться, не поднимать трубки телефонов... А чиновник,
решивший не заметить гражданина, газету или общественную организацию, теперь
всегда может рассчитывать на поддержку суда и, основываясь на его решении,
игнорировать не только дух закона -- предполагающий (в данном случае) ответ по
существу, но послать подальше все его буквы.
При этом суд
утверждает, что подобное поведение чиновника вовсе не нарушает права СМИ и
граждан. В данном случае -- запрашивать информацию. И тут мы подходим к
удивительной трактовке прав и свобод, сложившейся в судах де-факто. Суд в своем
решении объясняет нам: мы свое право реализовали полностью -- запрос направили,
никто нас за это не наказал и каких-либо иных препятствий нам не чинил. То есть
у нас нет права на получение ответа, а только право на нижайшую просьбу о нем.
Если эту судебную логику перенести на все остальные права человека, то можно
сделать далеко идущие выводы.
У заложников, например,
есть право на жизнь, и они им, безусловно, пользовались. Но вот обязанности
спасти эти жизни у государства нет.
У несогласных есть право
высказывать свою точку зрения на митингах, но чиновник не обязан этому
потакать.
У граждан есть право
обращаться в правоохранительные органы за защитой, а вот обязанности
рассматривать эти обращения у органов нет. "
Сергей Михалыч, "Суд отменил Закон
о печати ?"
Ну что, господа
журналисты, убедились ? Только когда возникает обязанность, только тогда и
можно говорить о чьем-то праве.
Обязанность!
Сначала возникает
обязанность.
Нет обязанности - нет и
права.
Конкретный случай из
своей практики.
Подаем с клиентом иск о
признании права на субсидию по коммунальным услугам. В субсидии отказывали, но
в суде мы смогли доказать, что отказ необоснован. И судья в решении пишет:
"Признать право на получение субсидии". Вроде пока все хорошо. Эта же
фраза в соответствии с законом автоматически переписывается в исполнительный
лист. Ждем когда же исполнительный лист будет исполнен. А вот тут-то судебный
пристав нам и говорит: "Я не могу исполнить этот исполнительный лист. Я не
знаю как его исполнять. Я буду обращаться в суд за разъяснением решения. Вот
если бы в нем было написано "обязать органы соцзащиты выплачивать субсидию
такому-то гражданину", то было бы другое дело, это нам, судебным
приставам, понятно и это мы смогли бы исполнить".
Другими словам,
судебный пристав не понял что же значит эта фраза: "человек ИМЕЕТ
ПРАВО". И я понял почему он не понял. Любой судебный пристав всегда в своей
работе заставляет людей исполнять ОБЯЗАННОСТИ. И именно это (то есть чью-то
обязанность) он и привык видеть в каждом исполнительном листе. Причем, в
каждом. И фамилию того человека, кто должен выполнить эту ОБЯЗАННОСТЬ. А тут мы
со своим "гражданин имеет право".
В общем, проблему
решили, субсидию назначили. Однако, кто же был виновником создавшейся ситуации
?
Я.
Сам же я и написал в
исковом заявлении: "прошу признать ПРАВО на получение субсидии". А
надо было сразу в исковом заявлении писать: "Прошу ОБЯЗАТЬ органы
соцзащиты назначить субсидию". Мне бы, дураку, перечитать еще раз
Незначительный трактат (он уже был к этому времени написан), да еще раз как
следует подумать над его содержанием.
Как говорится, за что
боролся, на то и напоролся.
Бывает.
|