Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [94]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 264


Пятница, 26.04.2024, 20:05ГлавнаяРегистрацияВход
деревня Сухоноска
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

Крах реформы ЖКХ. Автор статьи: В.Постников, Тюмень

НЕ СУДЬБА… О крахе реформы ЖКХ


В Концепции реформы ЖКХ, одобренной Указом Президента РФ от 28.04.1997 №425 (в ред. Указа от 27.05.1997 №528) приведен перечень способов достижения целей, он включает:
«переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг»
Кто-нибудь может сказать, что это плохой курс? – Вряд ли.
Относительно договорных отношений приведем такие соображения.  Раз уж мы неожиданно для многих оказались в правовом государстве, то просто глупо выбрасывать свои деньги любому, кто сунет в почтовый ящик платежку. Уважающий свое государство и себя гражданин не разбрасывается деньгами, он оплачивает то, что вытекает из его обязательств по договору.
Но в том-то и дело, что исполнители услуг повсеместно уклоняются от заключения договоров с каждым собственником жилого помещения. Скорее всего, потому, чтобы избежать ответственности за качество оказываемых услуг. Тогда как именно из договоров вытекает возможность «влиять на объем и качество потребляемых услуг»: за низкое качество снижать оплату, за недопустимо низкое – вообще отказать в оплате. 
 

Что касается создания конкурентной среды, то это единственный путь обуздания произвольного роста цены услуг. Но беда в том, что и теплоснабжение, и энергоснабжение, и обеспечение горячей водой, и обеспечение холодной водой (с водоотведением) – все в руках монополистов. Причем позиции монополистов за последние 8 лет резко укрепились. По Тюмени, например, к таким монополистам  относятся   ТГК-10 и «Водоканал».
 

А вот позиции потребителя коммунальных услуг ослабли. Он оказался лишенным права влиять на объем и качество потребляемых услуг, у потребителя отняли права потребителя.
Покажем, как это произошло? Первый удар в свод российских законов, где используется понятие услуги для личных, семейных нужд, нанес принятый 22.12.2004 закон № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». В  пп. «а» п.17 ст.2 этого закона установлено, что к  потребителям товаров и услуг относятся юридические лица, приобретающие энергию, воду и т.д…  для производственных нужд.  И такими потребителями в этом законе названы  ТСЖ, ЖСК и Управляющие компании (УКи).
Именно так: юрлица отнесены к потребителям коммунальных услуг! Тогда как по закону «О защите прав потребителей» статусом потребителя может быть наделен исключительно гражданин, использующий услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Двух  потребителей одних и тех же услуг не бывает.
 

Допустим, законодательная власть, чего-то «не догоняет», есть судебная. Верховный Суд России в Постановлении Пленума от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» указал: услуги по техническому обслуживанию и ремонту жилого дома, предоставление коммунальных и иных услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, относятся к бытовым услугам, а следовательно правоотношения в этой сфере регулируются законодательством по защите прав потребителей
 

Не могу представить, чтобы просто сглупили депутаты, принимая закон № 210. А Президент России подмахнул его, не глядя. Если бы в окружении Президента есть хотя бы один мало-мальски соображающий в законодательстве, то он бы пояснил, что в России есть Гражданский кодекс. А в нем сохранены все основные понятия закона о защите прав потребителей: товары хранят, меняют, продают в рамках соответствующих договоров, работы выполняют в рамках договоров подряда, услуги оказывают по договорам оказания услуг, а в отношении совершенных сделок используются соответствующие термины – например, проданный товар, выполненная работа, оказанная услуга. А у потребителя услуг широкие права: он вправе не платить за не заказанные услуги, вправе снижать плату за пониженное качество, в нашем случае несоблюдение установленных параметров: температура теплоносителя, напор воды на выходе из крана, физико-биологические характеристики холодной воды , - частые сбои или длительные перерывы в предоставлении услуг. И только в прямом контакте исполнителя услуг с потребителем возникает ситуация, когда исполнитель услуг, спасая свои доходы,  вынужден добиваться высокого качества и бесперебойности технологического процесса предоставления услуг.
Но ведь в законе №210 все сделано наоборот! То ли депутаты за 8 дней до нового 2005 года (закон был принят 22 декабря 2004 года) были «хорошо смазаны», то ли просто проголосовали «сердцем» в предвкушении новогодних каникул в Куршевеле. 
 

Полутора годами позднее свой вклад в изменение курса реформы ЖКХ внесло и Правительство М. Фрадкова. В  Постановлении Правительства  №307 от 23.05.2006 исполнителям коммунальных услуг придан статус «ресурсоснабжающих организаций». На монополистов набрасывается своеобразная маскировочная сетка, чтобы создать иллюзию хранения на складе  «коммунальных ресурсов» – газа, воды, энергии. Если в законе о защите прав потребителей исполнитель услуг отвечает за качество оказываемых услуг, то «кладовщик» нет: вон лежит на полке «тепло»:  хочешь - бери, не хочешь – проваливай
.
 

Благодаря влиятельным противникам подлинной реформы создана уникальная ситуация: кто отвечает за давление в трубопроводе, за температуру теплоносителя, за содержание в холодной воде вредных веществ и т.д. - А никто! И даже некому по такому поводу обращаться в суд -  ТСЖам с УКами это не надо.  Да и опасно – там можно нарваться на такого оппонента, который докажет, что никакие они не потребители услуг, а просто посредники, но жильцам нельзя – по №210-ФЗ  потребителями указаны именно ТСЖ и УК.
 

Отметим попутно, что появление посредника всегда во вред имущественным интересам граждан. Между тем ТСЖ и УК стоит привлекать к выполнению работ  по поддержанию работоспособности технологической сети: например, к выполнению  аварийно-восстановительных работ,  испытания трубопроводов, профилактических работ и др. Как правило, такого рода работы (но никак не услуги!) не связаны с продуктом перекачки. Граница между зонами ответственности проходит по внутренней стенке трубы, поэтому за параметры потока во внутритрубном пространстве на всем пути от истока до точки потребления отвечает один единственный Исполнитель услуг.
 

Потребителю-то  вообще должно быть безразлично, какое там ТСЖ или УК  обслуживает стенки трубопровода, и как с ними рассчитывается тот самый – единственный и неповторимый Исполнитель услуг. Потребителю важно, чтобы, открыв кран, он получил воду, причем такого состава, который прописан в санитарных нормах, и с напором (давлением),  не ниже установленного в правилах эксплуатации. А если - не так, карандашиком на календаре ставится пометка, а потом к концу месяца делается примитивный расчет – и оплачивается не то, что кем-то там планировалось, а то, что потреблено.
Так и было собственно заложено к Концепции реформирования.
Но, как видим, не судьба…
… Напомним, что Указ  №425 подписал Президент Ельцин, закон №210-ФЗ – Президент Путин


Источник: http://блог Вадима Постникова
Категория: Мои статьи | Добавил: l_vovich (18.01.2009)
Просмотров: 2174 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024